Розарий (Богородичное правило) — школа молитвы

 

Розарий для римо-католика является чем-то обыденным. Чётки для Розария часто можно встретить висящими в автомобилях, как украшение. В американских триллерах они являются неизменным атрибутом ирландских бандитов… В представлении некоторых молодых людей Розарий является символом закостенелого 

консерватизма и скуки. Но так ли это, и если «да», то почему? В этой статье я беру на себя смелость раскрыть причину потери привлекательности этого способа молитвы, а также укажу на то, как это положение можно исправить.

На мой взгляд, на современное видение и понимания Розария повлиял тот факт, что эта молитва стала публичной. Сей фактор «публичности» вытеснил другой, более важный аспект молитвы — индивидуальный. Это и является, по моему мнению, основной причиной непонимания того, чем на самом деле является молитва Розария.

Любопытно, что подобное смешение акцентов произошло также и в отношении Литургии Часов (молитве Бревиария) в Римо-католической Церкви. Как так получилось, что Литургия Часов, которая изначально является общественной молитвой, превратилась в индивидуальную молитву священников, монахов и монахинь? Почему вместе с этим глубоко личная молитва Розария преобразовалась в публичную молитву верных? У меня нет ответа на этот вопрос. Когда я об этом спрашиваю римо-католиков, то они как правило соглашаются, но похоже не видят в этом большой проблемы.

Итак, Розарий (лат. rosarium — сад роз) — это индивидуальная, личная молитва, имеющая глубокий интроспективный и библейский характер, и в этом она подобна иисусовой молитве, молитве сердца (ср. Rosarium Virginis Mariae 5). Тем, кто имеет опыт иисусовой молитвы, легче понять интроспективный характер Розария, а также применить к нему психосоматический метод.

Медитация Словом Божим

Что же такое Розарий. По сути молитва Розария — это совокупность коротких евангельских медитаций. Стоит здесь напомнить, что евангельская медитация — это особого рода молитвенная рефлексия над Словом Божьим.

Итак, весь Розарий охватывает 20 событий, или тайн, из которых 5 Радостных (Рождество и детство Иисуса Христа), 5 светлых (публичной деятельности Иисуса Христа), 5 скорбных (о Его страданиям и смерти), и 5 славных (напоминающих о вечной славе Иисуса и Богородицы на небесах). Таким образом, Розарий делится на 4 части, каждая из которых содержит по пять тем для размышления, называемых «тайнами» или евангельскими медитациями. Ниже вашему вниманию будет предложен список из названий всех 20 тайн, тем для богомыслия.

Описания чинопоследования Розария

В интернете можно найти массу подробной информации о том, как молиться молитвой Розария. Все эти описания — «вариант» западной духовной традиции. Чтобы не повторяться я описываю здесь «восточный» способ, который подойдёт, как греко-католикам, так и православным (и уж, конечно, греха не будет, если римо-католики им воспользуются :) ).

Итак:

Совершается крестное знамение, целуется крест на чётках и произносятся вступительные молитвы:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

На кресте читается «Верую»:

1. Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.
3. Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день, по Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.
7. И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков.
9. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Признаю одно Крещение для прощения грехов.
11. Ожидаю воскресения мёртвых,
12. и жизни будущего века. Аминь.

На первой «большой» (отдельностоящей) бусине читаем молитву «Отче наш»:

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Далее следуют три бусины, на которых мы прославляем Троицу. На первой говорим:

Слава Отцу, который сотворил нас, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Богородица Дева, радуйся; / благодатная Мария, Господь с Тобою! / Благословенна ты между женами / и благословен Плод чрева Твоего, / ибо Ты родила Спасителя душ наших.

На следующей бусине говорим:

Слава Сыну, который нас спас, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Богородица Дева, радуйся; / благодатная Мария, Господь с Тобою! / Благословенна ты между женами / и благословен Плод чрева Твоего, / ибо Ты родила Спасителя душ наших.

На третей бусине говорим:

Слава святому Духу, который нас просветил и в святой вере укрепил, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Богородица Дева, радуйся; / благодатная Мария, Господь с Тобою! / Благословенна ты между женами / и благословен Плод чрева Твоего, / ибо Ты родила Спасителя душ наших.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Далее следует одна большая (отдельностоящая) бусина. На ней, в зависимости от дня недели, мы размышляем над первой тайной Розария, и молимся:

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

На десяти маленьких бусинах мы молимся

Богородица Дева, радуйся; / благодатная Мария, Господь с Тобою! / Благословенна ты между женами / и благословен Плод чрева Твоего, / ибо Ты родила Спасителя душ наших.

В конце каждого десятка всегда произносится

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Также могут прибавляться молитвенные возгласы. Для примера здесь даны возгласы-молитвы, которые предложила Богородица во время своих явлений в Фатиме:

О Мария, без первородного греха зачатая! Моли Бога о нас, к Тебе прибегающих.

О мой Иисус, прости нам наши прегрешения, избавь нас от огня преисподнего и приведи на небо все души, особенно помоги тем, которые более всего нуждаются в Твоём милосердии.

Далее мы молимся тем же способом остальные тайны Розария, в конце же произносим следующую молитву:

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево,
молений наших не презри в скорбех,
но от бед избави нас, Едина чистая
и благословенная. Аминь.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Все молитвы я привожу здесь в соответствии с византийской традицией. В латинской же традиции существенно отличается только Песнь Пресвятой Богородице. Вот она:

Радуйся, Мария, благодати полная! 
Господь с Тобою; 
благословенна Ты между женами, 
и благословен плод чрева Твоего Иисус. 
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, 
ныне и в час смерти нашей. Аминь.


Кстати, любопытен тот факт, что молитва «Радуйся, Мария» приняла окончательную форму при Святом Пие V и была напечатана в Бревиарии в 1568 года. До этого, христиане на Западе использовали коротку форму, такую как и христиане византийской традиции.

Список тайн для богомыслия

Радостные тайны
(понедельник, суббота)

1. Пресвятая Богородица Дева Мария Господа нашего Иисуса Христа зачала
2. Пресвятая Богородица Дева Мария, пришедши к св. Елисавете, Господа нашего Иисуса Христа носила
3. Пресвятая Богородица Дева Мария Господа нашего Иисуса Христа родила
4. Пресвятая Богородица Дева Мария Господа нашего Иисуса Христа в храм принесла
5. Пресвятая Богородица Дева Мария Господа нашего Иисуса Христа в храме нашла

Светлые тайны
(четверг)

1. Господь наш Иисус Христос во Иордане крещение принял
2. Господь наш Иисус Христос на брачном пиру в Кане Галеейской откровение о Себе Самом дал
3. Господь наш Иисус Христос Царство Божие возвестил и к обращению призвал 
4. Господь наш Иисус Христос на горе Фавор преобразился 
5. Господь наш Иисус Христос Таинство Евхаристии установил

Скорбные тайны
(вторник, пятница)

1. Господь наш Иисус Христос предсмертное борение в Гефсиманском саду претерпев
2. Господа нашего Иисус Христа бичевали
3. Господа нашего Иисус Христа терниями увенчали
4. Господь наш Иисус Христос тяжкий крест нёс
5. Господа нашего Иисуса Христа на кресте распяли

Славные тайны
(среда, воскресенье)

1. Господь наш Иисус Христос из мёртвых воскрес
2. Господь наш Иисус Христос на небо вознёсся
3. Господь наш Иисус Христос Святого Духа на Апостолов послал
4. Пресвятая Богородица уснула
5. Пресвятая Богородица покрывает нас своим покровом

Метод молитвы Розарием по Иоанну Павлу II

Великий Папа Иоанн Павел II написал замечательный апостольское письмо Rosarium virginis Mariae (RVM), которое можно смело назвать одним из лучших учебников молитвы Розария.

Папа в своём послании обращает внимание на «результативный метод», ибо «нет ничего удивительного в том, что взаимоотношения с Христом можно установить при помощи какого-то конкретного метода» (RVM 27).Иоанн Павел II выделяет следующие ключевые точки:

- Провозглашение тайны. В этот момент мы вспоминаем евангельское событие. Папа делает важное замечание, что само «провозглашение различных тайн Розария отвечает требованию конкретности. Конечно, они не заменяют Евангелия и даже не отражают всего его содержания. Поэтому Розарий не заменяет lectio divina, а наоборот, предполагает его и способствует ему».

- Слушание слова Божьего. На этом этапе мы размышляем над евангельским событием и соотносим Слово Божье, которое к нам обращено через него со своей жизнью. Папа обращает внимание, что иногда стоит обратится непосредственно к библейскому тексту (RVM 30).

- Молчание (необходимый элемент молитвы, т.к. Бог отвечает человеку в молчании, тишине нашего сердца).Молчание — это начало созерцания, начало чистой молитвы.

- «Отче наш» и десять молитв «Богородица Дева, радуйся» являются интроспективным элементом молитвы

- «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» — малым славословием мы закрываем «десятку» и добавляем «Заключительное воззвание»

- «Заключительное воззвание» — это, как правило, короткая молитва, которая может варьироваться в зависимости от местных обычаев (ср. RVM 30). Папа делает ударение на том, что нам стоит позаботится о том, чтобы это была молитва об обретении духовных плодов размышления над тайной, которую мы размышляли. В этом нам может помочь короткая рефлексия над медитацией данной тайны, которая может вылиться в короткую спонтанную молитву своими словами.

Розарий и восточная православная традиция

Бытует мнение, что молитва Розария противоречит «истинно православной» духовности. Однако это не так. Достаточно вспомнить о существовании «богородичного правила«. По своей сути оно и есть Розарий. Нет нужды останавливаться здесь на нём подробно (при желании в интернете можно отыскать о нём подробную информацию). Я хочу лишь обратить внимание на основные внешние отличия. Здесь имеется 15 тайн-событий, которые соответствуют церковным Богородичным праздникам. Вместо размышлений перед каждым десятком следует чтение соответствующих тропарей праздника. (Таким правилом пользовался владыка Серафим (Звездинский). Известно также, что святой Серафим Соровский также молился похожим Богородичным правилом).

На мой взгляд богородичное правило менее универсально и динамично чем молитва Розария, что впрочем не означает, что такая форма Розария не имеет право на существование. В конце концов важно, чтобы мы молились и размышляли над Священным Писанием, а существующие формальные формы молитвы призваны для того, чтобы помочь нам сформировать свою собственную форму, которая наиболее будет помогать нам в предстоянии перед Богом.