Молитвословие — новое слово или старый метод?
|
![]()
Сегодня я расскажу об одном из элементов молитвы, или лучше сказать
— технике
молитвы. Эта техника называется — молитвословие.
Молитвословие — не новое слово в словаре и не я его выдумал. Почему-то никого не удивляет тот факт, что начинающий готовить, пользуется уже готовыми рецептами, а не придумывает свои. И только мастер поваренного дела может позволить себе творчество — составить новый супер рецепт. И так в любом деле… Друзья, конечно, я не хочу этим примером сказать, что молитва — это удел избранных. Молиться может каждый и без всяких навыков. Ведь и «Господи, помилуй!» — тоже молитва, лишь бы эти слова были сказаны от сердца. (Также, как и каждый может готовить, особенно если сильно проголодается). Однако, для тех, кто хочет научиться молится «по системе» я предлагаю сделать первый шаг. Этот шаг — молитвословие. Является ли молитвословие молитвой? «Является ли молитвословие молитвой, ведь мы читаем чужие слова?» — такой вопрос резонно может возникнуть. Ответ — да. Хоть мы и читаем чужие слова — наша задача сделать так, что бы эти слова стали нашими словами. Сами по себе слова — это ещё не молитва. Помним определение Феофана Затворника:молитва — это всё то, что мы отдаём Богу! Таким образом, слова нам нужны для того, что бы побудить себя без остатка отдать Богу всё, что возникает в нашем сердце при чтении слов. Это могут быть мысли, эмоции, чувства, желание упасть на колени… Ключом для понимания того, чем является молитва молитвословия есть понимание и чувствование текста молитвы. Вот как об этом пишет владыка Феофан:
«Как и где стать, молитвенник какой взять?» Следующие вопросы, которые нужно решить начинающему практиковать молитвословие — это из какого молитвенника читать молитвы, а также какое молитвенное положение тела принять? Ответим сначала на второй вопрос. Молиться, конечно, лучше всего в уединённом месте. Наше тело тоже участвует в молитве, поэтому обычно молящийся становится прямо (перед иконой) или на колени. Можно также и сесть, однако, следует помнить, что положение тела должно помогать молитве, а не препятствовать. Что касается молитвенника, то идеальный вариант — это составить свой «молитвенник». Центром, ядром любого молитвословия всегда будет минимальное правило Серафима Саровского. Это правило включает в себя всего две молитвы: «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». (Святой Серафим советует читать хотя бы эти две молитвы два-три раза в день тем людям, которые целый день работают). К нашему «ядру» добавим ещё несколько молитв, так что бы общее время чтения для вашего первого правила было 7-15 минут. Выбирать молитвы следует те, которые вас «цепляют», находят в вашей душе отклик. Желательно также, что бы молитва имела автора. Ведь именно по автору мы можем судить о том, насколько данный текст вдохновлён молитвенной жизнью. Также, как и в обычной жизни мы при выборе покупок обращаем внимание на название фирмы, бренд или авторитет, так и в выборе молитв следует руководствоваться авторитетом святых. («Святой» и «авторитет», для христианина, впрочем, одно и тоже). Вот для меня, например, авторитетами являются Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Серафим Саровский, Игнатий Лойола… Обратите внимание, как составлено молитвенное правило в каком-либо молитвослове. Возьмите для себя на вооружение его структуру. Добавьте в своё молитвенное правило «обычное начало» или вступительные молитвы, также как и молитвы на завершение молитвы. У вас могут быть два правила: одно, которое вы вычитываете утром, другое — для вечера. Давайте в вашем правиле место молитве своими словами — это позволит вам не забыть, что то, что вы делаете — не простая формальность. И ещё о чтении Как читать: вслух, шёпотом, или в мысленно? На первом этапе (пока молитвословие не войдёт в привычку) молитвы лучше всего читать вслух. Позже вы можете попробовать читать их шёпотом или мысленно. Наблюдайте за вашей молитвой и вы увидите, как вам следует поступать дальше. Да, и ещё кое-что важное… Не пытайтесь сразу же выполнить ВСЕ рекомендации, которые вы здесь прочитали: начинайте с малого веса.
|